© 2019 БЕНЕФЕСТ.

Истоки ДПР

 

 

Детская Поющая Республика имеет не только свою историю, но и предысторию. Все, что

вы прочтете, рассказано людьми, которые были непосредственными свидетелями или участниками описанных событий. Все началось тогда, когда основатель Детской Поющей Республики, Владимир Ланцберг увлекся педагогикой.

Как бард стал педагогом

В конце 70-х годов прошлого века Владимир Исакович уже был известным автором, любимым и почитаемым. Однажды его пригласили в коммунарский клуб «Пилигрим». Сам Владимир вспоминал, что его поразило неформальное товарищеское отношение в клубе к нему – знаменитому барду. Завязалась дружба, и Ланцберг стал комиссаром песни в отряде, а через некоторое время переехал из Саратова в Туапсе.

Кризис

Шло время, и дети отряда сильно привязались к новому комиссару песни. Фактически возник отряд внутри отряда, и другие комиссары стали роптать. Результатом конфликта стало превращение песенной секции Ланцберга в собственный клуб.

«Внимание! Есть дело!»

Что нужно сделать, чтобы открыть свой клуб? Повесить на остановках поселка объявления, начинающиеся словами: «Внимание! Есть дело!». Выбить у райкома партии должность «Воспитатель ЖЭКа», получить две комнаты в подвале, оборудовать их как мастерские собственным инвентарем и ждать детей.

Клуб маленьких фонарщиков

Так начинался знаменитый клуб Ланцберга, комиссарами которого были его друзья и жена Ирина. В отряде ребята работали в разных мастерских: радиолюбительской, туристической, фотолаборатории. Маленький фонарщик – это образ из песни Берга, обозначающий человека, который отдает себя другим. Ребята выбрали такое название, потому что хотели быть полезными. И это им удавалось. Например, однажды пришлось чинить стерилизатор по просьбе главного врача местной амбулатории. С тех пор он здоровался с ребятами за руку.

Старинная орлятская песня

В коммунарской среде есть забавная традиция знакомства людей. Нужно просто попросить одного талантливого педагога и барда передать посылку другому талантливому педагогу и барду. Таким образом познакомились Владимир Ланцберг и Юрий Устинов, а их клубы стали дружественными. Еще одно интересное знакомство произошло в Ленинграде, в Коммуне юных фрунзенцев. Один из выпускников спел Бергу старинную орлятскую песню «Ребята, надо верить в чудеса...». И был приятно удивлен, что автор сидит перед ними.

Истоки ДПР

Как дружить?

Клубы знакомились, обменивались знаниями, но как дружить, когда все живут в разных городах, заняты своими делами? Ответ был найден: нужно делать совместные лагеря. В них ребята жили в смешанных отрядах и вместе делали какое-то полезное дело, например, помогали той школе, в которой проходил лагерь. Те лагеря были очень похожи на нашу Зимнюю Республику.

Детский труд

Лагерей становилось все больше, и деятельность их становилась все  разнообразнее. Например, маленькие фонарщики ездили в лагерь «Мыблоня», где помогали совхозу собирать яблоки. Ребятам даже платили за это деньги, которые они сообща тратили на нужды клуба. В лагере «Тропа» Юрия Устинова ребята в горах создавали дорожки для туристов, делали лестницы на склонах, перила в опасных местах. А в Одессе ребята из коммунарского клуба Димы Ржепишевского заботились о беспризорных, которые со всей страны приезжали в теплый край к морю: кормили их, звали в клуб. Некоторые отряды организовывали спортивные мероприятия для своих городов. И продолжением этой традиции общественно полезных лагерей стал наш, в котором мы готовим фестиваль.

Как начиналась ДПР

Изначально ДПР проводилась на фестивале им. В. Грушина под Самарой в рамках проекта Владимира Ланцберга «Второй канал авторской песни», где ребята жили по своим делегациям, по законам своих клубов. Было много занятий, связанных с авторской песней: песенные и поэтические мастерские, лекции, мастер-классы, микрофонные практики. Однако в условиях большого фестиваля детям оказалось сложно найти трудовую нишу, многие задачи были пока не по плечу. Поэтому за ними закрепились лишь обязанности курьеров, разносчиков афиш, иногда они закупали на рынке упаковки минеральной воды для членов жюри, работающих на площадках. Некоторым республиканцам на Грушинском фестивале такая ситуация не нравилась, хотелось настоящего дела, в котором дети были бы равноправными участниками проекта.

Такой, как сейчас

Таким, как сейчас, лагерь стал после переезда фестиваля «Второй канал» в Подмосковье. У педагогов появилось больше свободы, и они замахнулись на серьезные изменения. Детская Поющая Республика постепенно становилась такой, какой вы ее знаете. В заключение хотим передать вам послание нашему лагерю Ирины Романовны, во многом благодаря рассказу которой и появилась эта статья: «Друзья! С каждым лагерем мы должны расти. И очень хочется, чтобы у нас появилась культура места. Мы не пришли сюда взять лес, а приехали встроить себя в это прекрасное, живое пространство. И если, придя на поляну, люди увидят лес, которому не будут мешать постройки и привычный в городе мусор, значит, мы сработали верно».

«Беневестник» 2015 г. Выпуск №2. Подписано: Лиля и Лена.






 

Старенькие и новенькие

На первой республике было страшно. Помню, как везде ходили большие люди, а вокруг них вилась какая-то мелочь, помогала им. И вдруг эта мелочь взяла и стала работать, работать круче, чем взрослые, лезть на стометровые деревья. И сам я, такой же маленький, ничего не смысля в музыкальном оборудовании, руководил его использованием.

***

Я часто приезжала за несколько дней до фестиваля, никогда особенно не углубляясь в республиканскую жизнь. И вот теперь, когда я здесь, для меня просто удивительно, какой на самом деле выполняется колоссальный объём работ. Окружающие, живущие вне лагеря, не замечают этого. Приезжая только на Бенефис, нельзя было и представить, что всё это в основном делают только дети, ведь это совершенно удивительный уровень самоорганизации и самоуправления.

***

Удивляет самостоятельность бывалых тут уже детей, то, как могут они быть такими классными дежурными командирами. Дети, те, что не с республики, редко когда готовы брать на себя такую ответственность. Безусловно, республика способствует личностному росту. И мне немного грустно, что я не успела побывать здесь ребёнком. Думаю, мне это было бы интересно. Тут открытые, дружелюбные люди. Здесь ты будто на своём месте – чувствуешь свою нужность и то, как важен каждый ребёнок. Вне республики люди не такие общительные – зацикленные на себе, и ты с ними, как правило, не контактируешь так близко, как здесь.

***

Я помню, как однажды, после одной из первых своих республик, я шла домой от метро и не понимала, почему мне так некомфортно идти по ровному асфальту. Ещё на одной из свечек в первые года отряд пел «Гимн» Михаила Володина, а я не знала слов, и там была строчка: «кто нем – тот мертв». Тогда я сразу почувствовала себя очень неуютно и печально, такая мощная была энергетика. Бывает, давит груз ответственности, иногда сложно справляться с работой, страшно даже возвращаться на республику из года в год, но всё равно очень хочется.

***

- Тут всегда очень весело! Есть лес...- И колышки!- Когда я вырасту, то пойду в отряд журналистов.- А я попробую себя в каждом отряде.- И ещё хорошо, что не нужно на общем сборе так строго отвечать перед Борисом о проделанных работах!

***

Республика очень сильно повлияла на меня. Я не могу вспомнить свою жизнь до неё, и представить себя без всех этих родных уже людей. Повлияла так сильно, что не помню уже, каким была до неё человеком. Вне республики редко вспоминаю о ней, равно как и здесь не задумываюсь о внешнем мире. Но иногда накатывает – падает снег, и ты вспоминаешь, как точно так же в лесу падает сверху пепел от костра, и знаешь, что есть где-то далеко эта поляна. А ты – здесь, в своём сером нереспубликанском мире, вспоминаешь с теплотой эти дни. После второго года республики я как раз попал в свой танцевальный клуб, и для всех тогда было очень непривычно, что я по старой республиканской привычке обращался к своему тренеру на «ты». Полгода весь коллектив пытался меня переучить. В первые годы очень часто задавался вопросами вроде «а почему приняли именно такое решение», «а почему сделали именно так, а никак иначе». Вот уже три года я варюсь в котле взрослого республиканца, как бы с другой стороны лагерной жизни. И теперь я вижу, как именно принимается то или иное решение, рассмотрел обе стороны республиканской жизни. Дети здесь, безусловно, отличаются от других своим уровнем ответственности. Во внешнем мире тебе может только повезти встретить ответственного человека, а сюда, даже если приезжает плюс-минус безответственный, то быстро корректируется на фоне других.


 

«Беневестник» 2019 г. Выпуск №1. Отзывы собирала Марина Прохина






 

Интервью с Марком

Многие интересуются,Как был наш мир сотворён.

Что ж, напишу мемуары. В. Ланцберг, 1992


 

Корреспондент «Беневестника» поговорил с «коренным» жителем Детской Поющей Республики – Марком Назаровым.


 

- Привет, давай я задам тебе несколько вопросов?

- Да…

- Твой любимый цвет?

- Цвет? Розовый.

- Хорошо, а любимая еда?

В этот момент Алиса приносит гусеницу на тарелке

- Я ем гусениц!

Наклоняется к тарелке

- Ням, ням, ням, ням!

- Как скажешь, а книги любишь?

- Да, я их сам читаю!

- А что ты любишь в ДПР?

- Я? Я люблю... детский сад!

Показывает пальцем в сторону детского сада

- А есть то, что ты не любишь?

- Дождик...ещё...ещё...ветер холодный.

- Погоду плохую не любишь?

- Да! Не люблю.

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

- Я буду доктором!

- А может лучше космонавтом?

- Нет, я буду лечить людей!

- Круто. У тебя есть любимая игра?

- Да, я в салочки играю.

- С кем? У тебя есть друзья?

-Алиса! Ещё мама...и Ваня…

- Спасибо, а теперь самый сложный вопрос.

- Давай!

- Ты веришь в Бога? Вот эти лес, небо — кто это сделал?

- Это Боря сделал.

- Борис Ашкинадзе?

- Да!

- А он только ДПР сделал, или весь мир?

- Весь мир!

- Вот это да! Спасибо тебе за ответы! Пока!

«Беневестник» 2019 г. Выпуск №1. Борис Кирсанов

 
 
 
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now